Кому из москвичей не знакома аббревиатура ПГ (подвижная группа, позднее - патруль города), нанесенная на кузове милицейского автомобиля.
История этой службы началась в 1944 году. Тогда сотрудники моторизованного отряда патрулировали столицу на мотоциклах “Харлей-Девидсон”. Через девять лет их пересадили на отечественные “Победы”, а в 1965 году на “Волги”, оборудованные первыми радиостанциями “Пальма”. К тому времени отряд был реорганизован и стал называться Оперативно-механизированным полком милиции.
Видимо, заимствуя опыт американской полиции, в полку в 1973 году были созданы подвижные милицейские группы - ПМГ, основным принципом работы которых являлся инициативный поиск правонарушителей на закрепленном за автоэкипажем квадрате. С этой целью всю Москву условно поделили на 210 квадратов. Сами милиционеры аббревиатуру ПМГ в шутку расшифровывали как “помоги мне господи”. Это была хорошая школа повышения профессионального мастерства. Экипаж милиции, состоящий из водителя и старшего, в течение двенадцати часов, по сути, работал самостоятельно, далеко от командиров, полагаясь только на себя и на помощь своих “соседей по квадрату”. В полку как нигде в милиции было развито чувство солидарности и взаимовыручки. Достаточно было обратиться по рации за помощью, как к экипажу мгновенно съезжалось несколько автомашин. Им было до всего дело, и дежурные местных отделений милиции, куда доставляли ПМГ задержанных, порой были недовольны их активностью. Экипаж напрямую подчинялся дежурному по городу, инструктаж получал в Районном управлении внутренних дел и поэтому был независим от руководства местного отделения милиции.
Тем не менее, он тесно сотрудничал с местными патрулями, участковыми инспекторами, уголовным розыском и ГАИ. Милиционеры ПМГ отличались от своих коллег профессиональной универсальностью и более широким правовым кругозором. По указанию дежурного по городу автоэкипажу не раз за смену приходилось выезжать на квартиры разбираться с семейными драмами, быть свидетелями дорожно-транспортных происшествий, осуществлять первые необходимые меры на месте происшествия, ловить преступников, оказывать медицинскую помощь. В силу того, что их автомобили были радиофицированы и поддерживали связь с дежурным по городу, а в ночное время экипажи ПМГ, по существу, оставались единственно реальной милицейской силой в Москве, они всюду были первыми, а это обязывало ко многому.
В то время это был существенный шаг вперед в области охраны общественного порядка. При этом стало традицией оснащать полк самыми современными автомобилями и радиостанциями. Для многих милиционеров работа в полку была настоящим трамплином для последующей службы на любом поприще в милиции. Недаром выходцев из полка можно встретить в розыске, следствии, ГИБДД и т.д.
В 1981 году Опермехполк был переименован в 1-й полк патрульно-постовой службы. К тому времени гараж и штаб полка располагались на улице Автомоторная в Железнодорожном районе столицы. Москва росла, и одному подразделению стало сложно закрывать в сутки 210 квадратов, причем из одной точки экипажам приходилось разъезжаться по всей территории Москвы. У ПМГ, несущих службу, например, на окраине юга Москвы, уходило на дорогу и инструктаж чуть ли не пятая часть рабочего времени. Поэтому в том же, 1981 году, было принято решение о создании еще одного подобного полка на территории Кунцевского района, и дали ему наименование - 3-й полк ППС милиции. Но уже через несколько лет стало ясно, что проблема следования на маршрут и с маршрута остается, и в середине 80-х был создан 2-й полк ППС милиции - в Люблинском районе столицы.
Сегодня полки обслуживают близлежащие от их баз территории, и работают по другим географическим принципам.
Экипаж ПГ несет службу на территории определенного ОВД, в закрепленной за ним “зоне ответственности”, покинуть которую может только с разрешения дежурного Петровки-38 и при определенных обстоятельствах, например, при преследовании преступников. Он по-прежнему самостоятелен в своей деятельности, но теперь несет ответственность, наряду с местными милиционерами, за общественный порядок на обслуживаемой территории. В целях повышения эффективности работы, выполняемой нарядами ПГ, им запрещено движение по территории со скоростью свыше 40 км/час и вменено в обязанность 20 минут каждого часа делать остановку на определенной стоянке. Как правило, это площадь, торговый центр или многолюдное место, где старший экипажа осуществляет пешее патрулирование. В основу оценки деятельности патрульных групп берется не только состояние общественного порядка на обслуживаемой территории, активность милиционеров при пресечении преступлений. Здесь оценивается культура и справедливость при обращении с гражданами, а также правильное использование автотехники и средств связи. Современный экипаж ПГ одет в удобную для работы в автомобиле форму, а ездит он на автомашинах - “Форд”, “Ленд-Ровер”. “Москвич” или “Жигули”, имеющих на борту, кроме автомобильной, еще и носимую радиостанцию, комплект наручников, бронещит или бронежилет, металические шлемы и другое необходимое снаряжение. При необходимости всю эту силу, свыше двухсот автомашин, одновременно можно в течение часа собрать в любой точке Москвы и блокировать любой район столицы. Они по-прежнему всюду первые и в гуще криминальных событий, только применять оружие на службе сотрудники стали чаще, и служба их стала более опасной. По-прежнему, как десятки лет назад, перед каждым заступлением на службу в полках перед нарядом командир подразделения отдает приказ о заступлении на охрану общественного порядка: “Наряд, смирно! Приказываю заступить на охрану общественного порядка в столице нашей Родины - городе-герое Москве. Во время несения службы строго соблюдать законность, проявлять высокую культуру” справедливость и вежливость в обращении с гражданами”. Я уверен, что у многих это вызовет улыбку. Вместе с тем я также уверен, что ежедневный приказ - это не дань традиции, а нечто большее, даже в наше духовно бедное время.