И. Е. Забелин (1820 - 1908) - одна из наиболее ярких фигур среди русских историков и археологов второй половины XIX - начала XX века. В круг его интересов входили прежде всего жизнь и быт средневековой Руси, ее культура, искусство, зодчество. При всем разнообразии научных интересов Забелина его излюбленной темой оставалась старая Москва, история которой была для него олицетворением истории всей русской жизни.
В течение многих лет собирая и изучая разнообразные источники, связанные с Москвой, Забелин предполагал на их основе создать капитальный труд по истории древней столицы. В 1902 году вышла в свет первая часть "Истории города Москвы", посвященная Кремлю и его урочищам. До последних дней жизни ученый работал над продолжением этого труда, но не успел окончательно подготовить его к печати. Рукопись второй части "Истории города Москвы", известная в научных кругах под названием "Посад", хранится в Государственном Историческом музее в составе научного архива И. Е. Забелина1. Она отражает историю формирования московского посада вдоль торговых путей, вокруг торжищ, дворцовых слобод, монастырей в XIII - XVIII вв.
Предлагаемый читателю отрывок рукописи "Посада" посвящен древней местности Белого города - Чертолью2. В основу повествования положены активы и летописные источники, разрядные книги, клировые ведомости церквей и другие документальные материалы, в основном из архива Оружейной палаты и обширной коллекции самого ученого. В поле зрения Забелина находились все наиболее значительные труды и документальные публикации по истории Москвы, изданные в XVIII - XIX вв. Обращает на себя внимание глубокий анализ древних топонимов, выявленных им в письменных памятниках.
Забелин использовал и археологические данные, например, древний некрополь, обнаруженный при строительстве храма Христа Спасителя.
Несмотря на незавершенность и некоторую фрагментарность, данный отрывок, как и вся рукопись "Посада" в целом, представляет несомненный интерес как для ученых-историков, так и для широкого круга читателей.
Текст публикуется по автографу, в соответствии с правилами современной орфографии, но с сохранением авторских особенностей. Как было отмечено выше, рукопись местами имеет характер незаконченных набросков и даже архивных выписок, порой без указания источника или же с сокращенными ссылками, не всегда поддающимися расшифровке. Чтобы не перегружать текст, изобилующий авторскими примечаниями, использованные Забелиным сокращения названий источников и литературы раскрыты в отдельном списке в конце публикации. Библиографическое описание составлено по изданиям, принадлежавшим И. Е. Забелину.
Черторье или Чертолье - так издревле прозывалась местность Белого города и прежнего посада, лежавшая с западной стороны Кремля по высокому берегу ручья Черторыя и составлявшая Москворецкий угол Занеглименья3. Относительно Кремля и всего остального посадского расселения эта местность именовалась также верхом, соответственно верхнему течению Москвы-реки, и в первое время (1365, 1493, 1508, 1517) обозначалась не Черторьем, а Черторьею, в женском роде, что может обозначать вместе с тем и первую посадскую слободу, поселившуюся здесь над Черторыем. Имя Черторья принадлежало собственно угловой местности Белого города, ограниченной в виде неправильного четырехугольника с одной стороны Москвою-рекою, между устьем Неглинной и устьем Черторыя, с другой и третьей стороны - потоком этого Черторыя и, наконец, с четвертой стороны - Арбатом или улицею Знаменкою (план), которая составляла пограничную линию Арбата.
От древнего времени по этой местности пролегала дорога от Боровицких ворот Кремля к селу Семчинскому и, главное, к обширным поемным Москворецким лугам, простиравшимся до Воробьевских круч и составлявшим весьма важную статью в великокняжеском хозяйстве. На этих лугах паслись стада великокняжеской животины и по преимуществу стада коней. Должно полагать, что в первое время в Семчинском сельце сосредоточивалось управление и заведывание всею этою стадною частию великокняжеского хозяйства. Потом, как мы упоминали, это сельцо по завещанию Калиты было отдано второму его сыну Ивану Ивановичу, который, по всему вероятию, здесь же устроил свой загородный удельный двор и по духовной отказал село своей княгине. С того времени оно оставалось собственностью великих княгинь, переходя к ним также по духовному завещанию. К селу, впрочем, принадлежал только один обширный луг, Самсонов, возле Девичьего монастыря. Остальные луга оставались в хозяйстве великокняжеского дворца. Конюший путь, как именовалось все ведомство по этой части, составлял особую заботу великих князей и поручался в управление самым близким и первым людям из бояр. Первые московские князья в духовных завещаниях поставляли необходимым упоминать и о своих коневых стадах, о жеребцах и кобылицах, наделяя ими своих княгинь и сыновей. Иван Данилович упоминает, что отдал "сыновьям одно стадце Семену, другое Ивану, а другими стадами пусть поделятся между собою сыновья мои и Княгиня моя". Великий князь Семен Иванович таким же образом отдает своей княгине "из ездовых своих коней 50 конь, да и стад два стада: стадо Коломенское да стадо детино Ивашково", т. е. малолетнего его сына.
Большие запасные стада и табуны располагались на лугах в подмосковных дворцовых селах, каково было, например, Коломенское, с одной стороны, и Павшино, с другой, обладавшие обширнейшими Москворецкими лугами.
Неездовые или собственно выездные кони оберегались и паслись именно в Семчинских лугах под Воробьевыми горами, где и сено запасалось для дворца на весь год, привозимое из дворцовых же вотчин по оброку.
Стоявшие здесь бесчисленные стоги сена всей Семчинской местности дали наименование Остожья, отчего и вся дорога к стогам, ставшая потом улицею, получила также имя Остоженка. По этой дороге-улице, потом по Черторью, или по Пречистенке, до самого Кремля, до его Боровицких ворот, все было отдано на устройку Конюшенного обихода.
Возле самых Боровицких ворот внутри Кремля помещались государевы Аргамачьи конюшни, государев Конюшенный двор, где стояли любимые и дорогие государевы кони, собственно придворные.
По самой средине Черторья на дороге к Остожью и к Лугам, то есть на Черторской, или Пречистенской улице (ныне Волхонка, а прежде Ленивка), стоял государев Колымажный Конюшенный двор, прозывавшийся и просто Конюшнями.
Очень естественно, что вблизи государевых конюшен должны были селиться и всякие служители Конюшенного пути или Конюшенного обихода, и потому далее за пределами Черторья, или Белого города, в Земляном городе мы встречаем слободы с наименованием Конюшенных. Прямо за Черторьею находилась Большая Конюшенная слобода, или Старая Конюшенная, с церквами Иоанна Предтечи и Мученика Власия между Пречистенкою и Арбатскими улицами. По всей Остоженке также жили конюшенные чины и была особая Конюшенная слобода близ Сем-чинского села.
К концу XVII столетия населилась новая Конюшенная слобода уже за Земляным городом (церковь Неопалимые Купины).